Почему ювелирные гарнитуры снова в моде

История ювелирных гарнитуров – это путешествие сквозь века, отражающее эволюцию моды, искусства и представлений о красоте. Еще в гробницах египетских фараонов археологи находили тщательно подобранные комплекты украшений, где каждая деталь была выполнена в едином стиле.

  • В эпоху Возрождения гарнитуры стали настоящими произведениями искусства, которые для королевских особ создавали лучшие мастера;
  • Викторианская эпоха превратила ювелирные сеты в обязательный атрибут аристократического гардероба;
  • XX век подарил миру знаменитые гарнитуры от ведущих ювелирных домов.

 

Сегодня мы наблюдаем новый виток популярности ювелирных комплектов. Современные дизайнеры переосмысливают классические каноны, предлагая как многослойные варианты, так и лаконичные повседневные решения.

В этой статье мы проследим трансформацию ювелирных гарнитуров, раскроем секреты их выбора и ношения, а также расскажем, какие драгоценные сеты особенно актуальны в новом сезоне. 

<p><em>На фото: гарнитур с рубинами&nbsp;<a data-entity-type="MessageEntityUrl" dir="auto" href="https://maxim-demidov.ru/products/garnitur-ty-plamya-v-moem-serdce" rel="noopener noreferrer" target="_blank" title="https://maxim-demidov.ru/products/garnitur-ty-plamya-v-moem-serdce">&laquo;Ты - пламя в моем сердце&raquo;</a>&nbsp;от Ювелирного дома&nbsp;Maxim Demidov&nbsp;</em></p>

<p><em>*(комплект находится в частной коллекции)</em></p>

На фото: гарнитур с рубинами «Ты - пламя в моем сердце» от Ювелирного дома Maxim Demidov 

*(комплект находится в частной коллекции)

Исторический экскурс: от древности до наших дней

Вы, наверное, и сами догадываетесь, что истоки ювелирных гарнитуров уходят в глубь тысячелетий. Да, на самом деле первые упоминания о комплектах украшений, выполненных в едином стиле, встречаются ещё в древнеегипетских папирусах и на шумерских глиняных табличках.

<p><em>На фото: Древнеегипеские ювелирные сеты</em></p>

На фото: Древнеегипеские ювелирные сеты

Первые ювелирные гарнитуры появились в цивилизациях Древнего Востока – Египте, Месопотамии, Индии и Китае. Археологические находки подтверждают, что уже в III тысячелетии до н.э. знатные египтянки дополняли свои наряды гарнитурами из золотых ожерелий, браслетов и диадем, инкрустированных лазуритом, сердоликом и бирюзой. 

В Египте они имели не только эстетическое, но и сакральное значение: фараоны и жрецы носили комплекты из золотых ожерелий-ускхов, широких браслетов и головных украшений с символами богов – скарабеями, лотосами и глазом Гора. Особенно ценились гарнитуры из лазурита и бирюзы, которые, по верованиям, защищали владельца.

  • В Месопотамии мастера создавали гарнитуры из листового золота с гравировкой, дополняя их сердоликом и агатом;
  • Ассирийские царицы носили многоярусные колье с подвесками в форме луны и звезд;
  • В Древней Индии гарнитуры включали массивные серьги-кундалы, кольца и браслеты для щиколоток, объединенные растительным орнаментом;
  • Античная Греция и Рим привнесли изящество: вместо массивных украшений появились гарнитуры из тонких золотых цепей, жемчужных нитей и камей. Причем гречанки дополняли образы комплектами из серёг-подвесок и браслетов с меандром, а римские патрицианки – гарнитурами с гранатами и изумрудами в технике филиграни.
<p><em>На фото: ювелирный сет Древнегреческих и Дрвнеегипетских времён</em></p>

На фото: ювелирный сет Древнегреческих и Дрвнеегипетских времён

Период Средневековья часто ошибочно представляют как время упадка ювелирного искусства, однако в действительности это была эпоха глубочайшей трансформации и расцвета новых форм. 

В ранний период (V–X вв.) традиции античного ювелирного дела органично вплелись в христианскую культуру. 

  • В Византии создавались великолепные гарнитуры для императорского двора, включавшие энколпионы-реликварии, золотые пояса с чеканными крестами и парные браслеты с перегородчатыми эмалями;
  • В другой части Европы развивали собственные традиции: меровингские мастера создавали потрясающие полихромные гарнитуры с альмандинами и цветным стеклом, где каждая деталь – от фибулы до поясных накладок выполнялась в едином стиле. 
<p><em>На фото: Средневековые украшения&nbsp;</em></p>

На фото: Средневековые украшения 

Средневековые ювелирные гарнитуры представляли собой не просто украшения, а сложные символические ансамбли, отражавшие мировоззрение эпохи. От византийских реликвариев до бургундских придворных комплектов, они демонстрировали невероятное мастерство исполнения и глубину смыслов, заложенных в каждом элементе. Этот период стал важнейшим этапом в развитии гарнитуров как художественного явления, заложив основы для их последующего расцвета в эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) стала золотым веком ювелирных сетов. Итальянские и французские мастера создавали настоящие шедевры. Особой популярностью пользовались сложные колье с ажурными подвесками-пенделоками, изысканные пояса, броши-фермуары, богато украшенные яркой эмалью, резьбой по камню и первыми ограненными алмазами в едином стиле. Гарнитуры Екатерины Медичи и Елизаветы I Английской задавали тренды на десятилетия вперед.

<p><em>На фото: Ювелирный сет эпохи Возрождения&nbsp;</em></p>

На фото: Ювелирный сет эпохи Возрождения 

<p>На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Барокко</p>

На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Барокко

В XVII веке, с приходом барокко, гарнитуры стали еще пышнее: крупные жемчужины, алмазы в серебряной оправе и ажурные ожерелья с подвесками. Особой лёгкости добавил стиль рококо – появились гарнитуры с цветочными мотивами, бриллиантовыми бантами и драгоценными камнями нежных оттенков.

Но настоящий бум случился в Викторианскую эпоху. Королева Виктория популяризировала гарнитуры: броши, серьги и браслеты с одинаковым узором. В моду вошли комплекты с камеями, гагатом и аметистами. Благодаря промышленной революции гарнитуры стали доступны не только аристократам, но и буржуазии.

XX век стал для ювелирных гарнитуров эпохой радикальных трансформаций, отразившей все социальные потрясения и художественные революции столетия. Каждая эпоха привносила новые эстетические коды, материалы и философию, заставляя переосмыслять каждый штрих. 

В начале 20 века в моду вошли гарнитуры в стиле модерн или ар-нуво, вдохновлённые природой. Мастера, такие как Рене Лалик, создавали комплекты с опалесцирующим стеклом, эмалью и жемчугом, которые отражали природные мотивы. Гарнитуры были асимметричными, плавными, похожими на ожившие полотна. Параллельно царила «прекрасная эпоха» Belle Époque с её диадемами, ожерельями-воротниками, парюрами.

В джазовую эпоху Ар-деко радикально меняется роль женщины и её украшений. В моде геометричные, смелые гарнитуры. Van Cleef & Arpels создают комплекты с бриллиантами, ониксом, нефритом и кораллами, вдохновленные балетами Дягилева и искусством Древнего Египта. Появляются знаковые гарнитуры-трансформеры, например, колье, превращающееся в браслеты и броши. Мода на короткие стрижки сделала серьги-люстры и длинные колье обязательными элементами вечернего гарнитура.

<p><em>На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Ар-деко</em></p>

На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Ар-деко

Почему гарнитуры вышли из моды?

Ещё в середине XX века ювелирный гарнитур считался верхом элегантности. Серьги, колье, кольцо и браслет, выполненные в едином стиле, были must-have для любой уважающей себя леди из высшего общества. Но всего за пару десятилетий эти безупречные комплекты превратились в символ устаревшей, почти музейной эстетики. Что же произошло?

<p><em>На фото:&nbsp;Одри Хепберн в фильме &laquo;Завтрак у Тиффани&raquo;</em></p>

На фото: Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»

Основной перелом произошел в 1960-е – 1970-е годы, когда молодёжь бросила вызов старым устоям, включая законы ювелирного этикета. На смену выверенным ансамблям пришла эклектика: массивные этнические бусы, кожаные браслеты, серьги-кисточки и самодельные амулеты. Внезапно стало модным не соответствовать, а выделяться; не подчиняться правилам, а нарушать их.

Символично, что даже сама королева британского шика Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» носила лишь скромное колье, а не полный гарнитур. Этот образ стал иконой стиля, тогда как тщательно подобранные комплекты начали ассоциироваться с консервативными дамами из высшего света, чьё время безвозвратно уходило.

Так и получилось, что в середине ХХ века драгоценные гарнитуры стали жертвой собственного совершенства: их безупречная координация выглядела слишком строго, предсказуемо и лишённой фантазии в новом, свободном мире. Они не просто вышли из моды – их сознательно отвергли как пережиток «старого порядка».

Почему драгоценные сеты снова в моде?

Так или иначе, ювелирные гарнитуры никогда и не выходили из моды по-настоящему. Они просто тихо ушли из светских хроник в закрытые клубы, на красные дорожки и в семейные сейфы, став символом избранности и непреходящей роскоши. Пока массовая мода увлекалась минимализмом и эклектикой, гарнитуры продолжали свою тихую, блестящую жизнь в мире, где статус и традиции значат больше, чем сиюминутные тренды.

<p><em>На фото: гарнитур с аметистами&nbsp;<a data-entity-type="MessageEntityUrl" dir="auto" href="https://maxim-demidov.ru/products/garnitur-siyanie-vechnogo-goroda" rel="noopener noreferrer" target="_blank" title="https://maxim-demidov.ru/products/garnitur-siyanie-vechnogo-goroda">&laquo;Сияние Вечного города&raquo;</a>&nbsp;от Ювелирного дома&nbsp;Maxim Demidov</em></p>

На фото: гарнитур с аметистами «Сияние Вечного города» от Ювелирного дома Maxim Demidov

<p><em>На фото: Елизавета II&nbsp;в драгоценном сете с аквамаринами</em></p>

На фото: Елизавета II в драгоценном сете с аквамаринами

Также ювелирные сеты в конце ХХ и начале ХХI века носили:

  • Королевские особы и аристократия, для которых украшения несут чёткие послания: уважение к протоколу, дань традиции, демонстрация стабильности и преемственности власти. Каждый выход в гарнитуре – это политическое заявление без единого слова
  • Коллекционеры и знатоки haute joaillerie. Для них гарнитур – вершина ювелирного искусства, объект инвестиций и страсти. Сильные мира сего приобретают шикарные комплекты не для того, чтобы носить каждый день, а как движимое произведение искусства, которое можно передать по наследству. Их надевают на благотворительные гала-ужины и аукционы Sotheby's, где важна демонстрация безупречного, вневременного вкуса.
  • Киноиндустрия и красные дорожки. Да, ни один серьёзный awards season не обходится без появления знаковых гарнитуров. Ювелирные дома специально предоставляют звёздам уникальные комплекты, чтобы подчеркнуть статус события и самого бренда. Образы мировых селебрити в элегантных украшениях, объединённых единым стилем это не просто красота, это заявка на иконность и дань уважения старой голливудской роскоши.

Ювелирный гарнитур – это больше, чем украшение. Это особый код, который говорит о принадлежности к кругу избранных, о понимании истории, о богатстве, которое не кричит, а говорит шёпотом. Он не подчиняется трендам, потому что сам и есть тренд, проверенный веками. И сейчас, когда мода снова обратилась к нему, она просто признала: истинная роскошь не бывает сиюминутной.

upper-top