- Главная страница
- Блог
- Почему ювелирные гарнитуры снова в моде
- Главная
- Блог
Почему ювелирные гарнитуры снова в моде
История ювелирных гарнитуров – это путешествие сквозь века, отражающее эволюцию моды, искусства и представлений о красоте. Еще в гробницах египетских фараонов археологи находили тщательно подобранные комплекты украшений, где каждая деталь была выполнена в едином стиле.
- В эпоху Возрождения гарнитуры стали настоящими произведениями искусства, которые для королевских особ создавали лучшие мастера;
- Викторианская эпоха превратила ювелирные сеты в обязательный атрибут аристократического гардероба;
- XX век подарил миру знаменитые гарнитуры от ведущих ювелирных домов.
Сегодня мы наблюдаем новый виток популярности ювелирных комплектов. Современные дизайнеры переосмысливают классические каноны, предлагая как многослойные варианты, так и лаконичные повседневные решения.
В этой статье мы проследим трансформацию ювелирных гарнитуров, раскроем секреты их выбора и ношения, а также расскажем, какие драгоценные сеты особенно актуальны в новом сезоне.

На фото: гарнитур с рубинами «Ты - пламя в моем сердце» от Ювелирного дома Maxim Demidov
*(комплект находится в частной коллекции)
Исторический экскурс: от древности до наших дней
Вы, наверное, и сами догадываетесь, что истоки ювелирных гарнитуров уходят в глубь тысячелетий. Да, на самом деле первые упоминания о комплектах украшений, выполненных в едином стиле, встречаются ещё в древнеегипетских папирусах и на шумерских глиняных табличках.

На фото: Древнеегипеские ювелирные сеты
Первые ювелирные гарнитуры появились в цивилизациях Древнего Востока – Египте, Месопотамии, Индии и Китае. Археологические находки подтверждают, что уже в III тысячелетии до н.э. знатные египтянки дополняли свои наряды гарнитурами из золотых ожерелий, браслетов и диадем, инкрустированных лазуритом, сердоликом и бирюзой.
В Египте они имели не только эстетическое, но и сакральное значение: фараоны и жрецы носили комплекты из золотых ожерелий-ускхов, широких браслетов и головных украшений с символами богов – скарабеями, лотосами и глазом Гора. Особенно ценились гарнитуры из лазурита и бирюзы, которые, по верованиям, защищали владельца.
- В Месопотамии мастера создавали гарнитуры из листового золота с гравировкой, дополняя их сердоликом и агатом;
- Ассирийские царицы носили многоярусные колье с подвесками в форме луны и звезд;
- В Древней Индии гарнитуры включали массивные серьги-кундалы, кольца и браслеты для щиколоток, объединенные растительным орнаментом;
- Античная Греция и Рим привнесли изящество: вместо массивных украшений появились гарнитуры из тонких золотых цепей, жемчужных нитей и камей. Причем гречанки дополняли образы комплектами из серёг-подвесок и браслетов с меандром, а римские патрицианки – гарнитурами с гранатами и изумрудами в технике филиграни.

На фото: ювелирный сет Древнегреческих и Дрвнеегипетских времён
Период Средневековья часто ошибочно представляют как время упадка ювелирного искусства, однако в действительности это была эпоха глубочайшей трансформации и расцвета новых форм.
В ранний период (V–X вв.) традиции античного ювелирного дела органично вплелись в христианскую культуру.
- В Византии создавались великолепные гарнитуры для императорского двора, включавшие энколпионы-реликварии, золотые пояса с чеканными крестами и парные браслеты с перегородчатыми эмалями;
- В другой части Европы развивали собственные традиции: меровингские мастера создавали потрясающие полихромные гарнитуры с альмандинами и цветным стеклом, где каждая деталь – от фибулы до поясных накладок выполнялась в едином стиле.

На фото: Средневековые украшения
Средневековые ювелирные гарнитуры представляли собой не просто украшения, а сложные символические ансамбли, отражавшие мировоззрение эпохи. От византийских реликвариев до бургундских придворных комплектов, они демонстрировали невероятное мастерство исполнения и глубину смыслов, заложенных в каждом элементе. Этот период стал важнейшим этапом в развитии гарнитуров как художественного явления, заложив основы для их последующего расцвета в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) стала золотым веком ювелирных сетов. Итальянские и французские мастера создавали настоящие шедевры. Особой популярностью пользовались сложные колье с ажурными подвесками-пенделоками, изысканные пояса, броши-фермуары, богато украшенные яркой эмалью, резьбой по камню и первыми ограненными алмазами в едином стиле. Гарнитуры Екатерины Медичи и Елизаветы I Английской задавали тренды на десятилетия вперед.

На фото: Ювелирный сет эпохи Возрождения

На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Барокко
В XVII веке, с приходом барокко, гарнитуры стали еще пышнее: крупные жемчужины, алмазы в серебряной оправе и ажурные ожерелья с подвесками. Особой лёгкости добавил стиль рококо – появились гарнитуры с цветочными мотивами, бриллиантовыми бантами и драгоценными камнями нежных оттенков.
Но настоящий бум случился в Викторианскую эпоху. Королева Виктория популяризировала гарнитуры: броши, серьги и браслеты с одинаковым узором. В моду вошли комплекты с камеями, гагатом и аметистами. Благодаря промышленной революции гарнитуры стали доступны не только аристократам, но и буржуазии.
XX век стал для ювелирных гарнитуров эпохой радикальных трансформаций, отразившей все социальные потрясения и художественные революции столетия. Каждая эпоха привносила новые эстетические коды, материалы и философию, заставляя переосмыслять каждый штрих.
В начале 20 века в моду вошли гарнитуры в стиле модерн или ар-нуво, вдохновлённые природой. Мастера, такие как Рене Лалик, создавали комплекты с опалесцирующим стеклом, эмалью и жемчугом, которые отражали природные мотивы. Гарнитуры были асимметричными, плавными, похожими на ожившие полотна. Параллельно царила «прекрасная эпоха» Belle Époque с её диадемами, ожерельями-воротниками, парюрами.
В джазовую эпоху Ар-деко радикально меняется роль женщины и её украшений. В моде геометричные, смелые гарнитуры. Van Cleef & Arpels создают комплекты с бриллиантами, ониксом, нефритом и кораллами, вдохновленные балетами Дягилева и искусством Древнего Египта. Появляются знаковые гарнитуры-трансформеры, например, колье, превращающееся в браслеты и броши. Мода на короткие стрижки сделала серьги-люстры и длинные колье обязательными элементами вечернего гарнитура.

На фото: Ювелирный гарнитур эпохи Ар-деко
Почему гарнитуры вышли из моды?
Ещё в середине XX века ювелирный гарнитур считался верхом элегантности. Серьги, колье, кольцо и браслет, выполненные в едином стиле, были must-have для любой уважающей себя леди из высшего общества. Но всего за пару десятилетий эти безупречные комплекты превратились в символ устаревшей, почти музейной эстетики. Что же произошло?

На фото: Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»
Основной перелом произошел в 1960-е – 1970-е годы, когда молодёжь бросила вызов старым устоям, включая законы ювелирного этикета. На смену выверенным ансамблям пришла эклектика: массивные этнические бусы, кожаные браслеты, серьги-кисточки и самодельные амулеты. Внезапно стало модным не соответствовать, а выделяться; не подчиняться правилам, а нарушать их.
Символично, что даже сама королева британского шика Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» носила лишь скромное колье, а не полный гарнитур. Этот образ стал иконой стиля, тогда как тщательно подобранные комплекты начали ассоциироваться с консервативными дамами из высшего света, чьё время безвозвратно уходило.
Так и получилось, что в середине ХХ века драгоценные гарнитуры стали жертвой собственного совершенства: их безупречная координация выглядела слишком строго, предсказуемо и лишённой фантазии в новом, свободном мире. Они не просто вышли из моды – их сознательно отвергли как пережиток «старого порядка».
Почему драгоценные сеты снова в моде?
Так или иначе, ювелирные гарнитуры никогда и не выходили из моды по-настоящему. Они просто тихо ушли из светских хроник в закрытые клубы, на красные дорожки и в семейные сейфы, став символом избранности и непреходящей роскоши. Пока массовая мода увлекалась минимализмом и эклектикой, гарнитуры продолжали свою тихую, блестящую жизнь в мире, где статус и традиции значат больше, чем сиюминутные тренды.

На фото: гарнитур с аметистами «Сияние Вечного города» от Ювелирного дома Maxim Demidov

На фото: Елизавета II в драгоценном сете с аквамаринами
Также ювелирные сеты в конце ХХ и начале ХХI века носили:
- Королевские особы и аристократия, для которых украшения несут чёткие послания: уважение к протоколу, дань традиции, демонстрация стабильности и преемственности власти. Каждый выход в гарнитуре – это политическое заявление без единого слова
- Коллекционеры и знатоки haute joaillerie. Для них гарнитур – вершина ювелирного искусства, объект инвестиций и страсти. Сильные мира сего приобретают шикарные комплекты не для того, чтобы носить каждый день, а как движимое произведение искусства, которое можно передать по наследству. Их надевают на благотворительные гала-ужины и аукционы Sotheby's, где важна демонстрация безупречного, вневременного вкуса.
- Киноиндустрия и красные дорожки. Да, ни один серьёзный awards season не обходится без появления знаковых гарнитуров. Ювелирные дома специально предоставляют звёздам уникальные комплекты, чтобы подчеркнуть статус события и самого бренда. Образы мировых селебрити в элегантных украшениях, объединённых единым стилем это не просто красота, это заявка на иконность и дань уважения старой голливудской роскоши.
Ювелирный гарнитур – это больше, чем украшение. Это особый код, который говорит о принадлежности к кругу избранных, о понимании истории, о богатстве, которое не кричит, а говорит шёпотом. Он не подчиняется трендам, потому что сам и есть тренд, проверенный веками. И сейчас, когда мода снова обратилась к нему, она просто признала: истинная роскошь не бывает сиюминутной.