- Главная страница
- Блог
- Ювелирные шедевры в Музее Виктории и Альберта в Лондоне
- Главная
- Блог
Ювелирные шедевры в Музее Виктории и Альберта в Лондоне
Лондонский музей Виктории и Альберта – это не просто хранилище старинных предметов, а машина времени, собранная из 2,8 миллионов экспонатов. Здесь в каждом зале – своя эпоха, от шепота средневековых гобеленов до дерзкого взгляда современной скульптуры.
Но чтобы понять самую суть этой коллекции, стоит приглядеться к мелочам,а точнее, к драгоценностям. Именно в них, в изгибе золота и игре света в камне, спрятан самый личный и роскошный дневник человеческой цивилизации. Около 50 тысяч экспонатов ювелирного искусства с древнейших времен до наших дней хранятся в музее Виктории и Альберта и о самых выдающихся поговорим в нашей статье.

На фото: Музей Виктории и Альберта в Лондоне
Музей Виктории и Альберта V&A
Изначально музей был создан в 1851 году как часть «Великой выставки промышленных работ всех народов», которую организовал принц Альберт. Цель выставки – продемонстрировать лучшее в мировом дизайне и ремеслах, вдохновить британских производителей и объединить их под сенью прогресса. Выставку посетила треть населения Британии, а после – послужила основой для создания музея и постоянного хранилища экспонатов.

На фото: Музей Виктории и Альберта в Лондоне
В 1852 году открылся «Музей изделий», первым куратором которого стал легендарный коллекционер и теоретик Генри Коул. Именно он, вместе с принцем Альбертом, заложил революционную концепцию: это должен быть не классический «храм искусств», а живая хрестоматия для дизайнеров, ремесленников и публики. Первые экспонаты – керамика, текстиль, металлические изделия покупались именно как образцы для подражания и изучения.
Здание музея – уже произведение искусства. Его первоначальный комплекс, построенный в стиле итальянского Ренессанса, был дополнен новыми элементами, среди которых впечатляющий центральный вход, торжественно открытый в 1909 году.
Сегодня музей Виктории и Альберта – это «живой организм». Коллекция охватывают более 5000 лет истории искусства и культуры, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Сам музей расположен на нескольких этажах в большом здании. Но нам интересен именно тот, в котором хранятся подлинные ювелирные шедевры разных эпох.

На фото: Музей Виктории и Альберта в Лондоне
Ювелирные шедевры Музея Виктории и Альберта

На фото: Филипп Вольферс. Украшение для волос в виде орхидеи. 1905-1907 гг.
Украшение для волос «Орхидея»
Украшение для волос работы бельгийского мастера Филиппа Вольферса, созданное в 1905-1907 годах – шедевр ювелирного ар-нуво. И это не просто гребень в форме орхидеи, а изысканное украшение в виде эгрета, которое крепилось к высокой причёске. Мастер виртуозно воссоздал изогнутую форму цветка, используя для этого золото, эмаль, бриллианты и рубины.
В коллекции V&A оно занимает почётное место как один из самых совершенных и узнаваемых предметов эпохи, символизирующий расцвет европейского декоративного искусства на рубеже XIX-XX веков.
Филипп Вольферс, будучи ведущим ювелиром Бельгии, создавал подобные работы как уникальные произведения искусства для высшей аристократии. Из его мастерской вышло чуть более 150 уникальных произведений ювелирного искусства, каждое из которых сегодня буквально на вес золота.
Тиара-гребень в форме цветов
Рене Лалик, прославленный гений ар-нуво, создал квинтэссенцию эстетики и революционный для своего времени предмет роскоши. Тиара-гребень воплотила в себе всю философию стиля модерн. И это больше, чем просто украшение: волна, застывшая в движении, и распустившиеся цветы.
Лалик отказался от традиционных бриллиантов в пользу тончайшего искусства и игры света, применив свой революционный подход к материалам. В этой тиаре мастер гармонично использовал золото, огненные опалы, рог и стекло. И это украшение стало неким манифестом эпохи, продемонстрировав, что истинная роскошь заключается не в весе камней, а в способности художника передать красоту и динамику природы с помощью мастерства исполнения.

На фото: Рене Лалик. Тиара-гребень. 1903-1904 гг.

На фото: Неизвестный мастер. Украшение для корсета. Около 1850 года, возможно, изготовлено в Англии
Украшение для корсета
Украшения, напоминающие букеты, появились в Европе в начале XIX века вместе с вошедшим в моду движением романтизма. Сначала это были небольшие букеты или корзинки с фруктами, а уже потом – сложные конструкции. Некоторые бриллиантовые цветы закреплены на пружинах, которые значительно усиливают их блеск при движении. Отдельные цветочные веточки можно было снять и использовать в качестве украшения для волос.