Драгоценные артефакты Эрмитажа

В Главном музейном комплексе Эрмитажа, а именно в Зимнем дворце, находится знаменитая Бриллиантовая кладовая, где хранятся величественные шедевры ювелирного искусства разных эпох. Посетители выставки увлечённо разглядывают изящные и филигранные изделия, отмечают тонкую работу мастеров, любуются непревзойдёнными царственными регалиями. Собрание ювелирного и декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа насчитывает несколько тысяч произведений и почти 4 столетия истории коллекционирования. 

Кстати, мы ранее уже упоминали Бриллиантовую комнату в статье «ТОП-5 музеев мира с уникальными коллекциями драгоценных камней и украшений». Но сегодня хотим познакомить Вас с некоторыми уникальными экспонатами выставки чуть ближе. 

   

На фото: Бриллиантовая комната

Как всё начиналось или история Бриллиантовой комнаты

В 1719 году Петр I создал специальную комнату для хранения государственных регалий, орденов, парадных ювелирных украшений. С годами коллекция пополнялась, так как страсть к коллекционированию драгоценных вещей и исторических ценностей передавалась в царской семье из поколения в поколение. В сокровищницу поступали причудливые и драгоценные редкости античных времён, ювелирные изделия именитых мастеров: Позье, отца и сыновей Дюваль, Пфистера и других.  

В 1856 году по приказу Александра II в Эрмитаже открыли «Бриллиантовую комнату», в которой выставили 165 ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями.

Сегодня произведения искусства из драгоценных материалов и камней представлены на экспозициях Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа в Бриллиантовой и Золотой кладовых. Там можно познакомиться с ювелирным искусством разных культур и эпох, начиная с древнейших времён и до начала XX века.

  • Бриллиантовая кладовая – это собрание ювелирных шедевров, начиная с находок из скифских курганов и до коллекций, принадлежавших российским императорам и императрицам в XVIII-XX веках;
  • Золотая кладовая – это уникальное собрание древних произведений искусства из золота и драгоценных металлов.

 

На фото: артефакты Золотой кладовой. Выставка «Золото скифов»

Уникальные артефакты выставки

Ларец Ядвиги Ягеллонки

В 1533 году в Нюрнберге была изготовлена красивейшая диковинка: ларец из золочёного серебра с гравировкой, фигурным орнаментом, камеями, жемчугом и множеством драгоценных камней. Кстати, историки говорят, что для создания ларца было использовано 6,6 кг серебра и около 700 гр золота. Заказал у немецких мастеров такое творение правитель Литвы и Польши Сигизмунд Старый как часть приданого для своей дочери – Ядвиги Ягеллонки.

На фото: драгоценные элементы Ларца Ядвиги Ягеллонки: камеи, драгоценные камни и жемчуг

По словам историков, Ларец Ядвиги Ягеллонки попал в Россию, когда царевич Алексей, сын Петра I, в 1711 году женился на Шарлотте Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая была потомком Ядвиги Ягеллонки и наследницей фамильных драгоценностей. 

На фото: Ларец Ядвиги Ягеллонки

В 2018 году была проведена реставрация ларца Ядвиги Ягеллонки при поддержке Дома Cartier. В настоящее время Ларец вновь представлен в Бриллиантовой кладовой Государственного Эрмитажа.

Изумрудная подвеска «Каравелла»

Подвес – один из наиболее распространенных типов украшений XVI-XVIII столетий. И, кстати, по утверждениям историков, именно подвески в форме кораблей были невероятно популярны в те времена в Испании, так как знаменовали собой эпоху Великих географических открытий. 

На фото: изумрудная подвеска «Каравелла» 

Редкая изумрудная драгоценность была сделана в Испании в конце XVI в. В основе фюзеляжа корабля инкрустирован роскошный колумбийский изумруд весом в 125 карат, а общий вес смарагдов в изделии – 190 карат. На корме – золотые арабесковые узоры, а мачта украшена  белой и чёрной эмалью. Высота изделия – 9,3 см. Историки говорят, что такое украшение могло быть дополнением к костюму или служить амулетом.

Удивительный изумруд и сейчас мало кого оставляет равнодушным, особенно если это крупные камни. Мастера ювелирного дома Maxim Demidov часто используют в своих творениях именно такие изумруды, чтобы придать драгоценностям особый шарм и энергетику. 

Драгоценные изделия с изумрудами от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Медный дом»
Кольцо «Медный дом»
Изумруд 12,07 карат

На вершине драгоценного небоскреба, инкрустированного бриллиантами, сияет восхитительный уральский изумруд с Малышевского месторождения. Именно такие насыщенно яркие камни создают драгоценную славу Урала. 

Цена по запросу
Кольцо «Любовь Рафаэля»
Кольцо «Любовь Рафаэля»
Изумруд 2,48 карат

Надевая роскошный эксклюзив с редким уральским изумрудом весом 2,48 карат, вы будете погружаться в глубины прекрасных переживаний и ощущать всю силу сердечных чувств.
 

4 225 200
Кольцо «Медный дом»
Кольцо «Медный дом»
Изумруд 12,07 карат

На вершине драгоценного небоскреба, инкрустированного бриллиантами, сияет восхитительный уральский изумруд с Малышевского месторождения. Именно такие насыщенно яркие камни создают драгоценную славу Урала. 

Цена по запросу
Кольцо «Любовь Рафаэля»
Кольцо «Любовь Рафаэля»
Изумруд 2,48 карат

Надевая роскошный эксклюзив с редким уральским изумрудом весом 2,48 карат, вы будете погружаться в глубины прекрасных переживаний и ощущать всю силу сердечных чувств.
 

4 225 200

Драгоценные букеты Иеремия Позье

Любимый придворный ювелир трёх императриц, Иеремия Позье, считается самым известным из ювелиров, работавших на Российский Императорский двор. Этому выдающемуся мастеру мы посвятили статью, где рассказали о его жизни и величайших ювелирных творениях. Некоторые драгоценности, вышедшие из под руки легендарного мастера, хранятся именно в Бриллиантовой комнате. 

На фото: Драгоценные букеты Иеремия Позье

В своих работах Иеремия Позье любил отводить драгоценным камням ключевую роль, делая оправу едва заметной. Так создавалось ощущение лёгкости и невесомости узоров из кристаллов, и именно так появились «Драгоценные букеты». С обратной стороны букет представлял собой достаточно массивную золотую пластину, а на лицевой стороне красовалась настоящая минералогическая коллекция. Каменные цветы поражают не только разнообразием всевозможных колористических оттенков и богатством ассортимента, но и тем, что каждый самоцвет имитирует лист, отдельный лепесток или целый бутон. 

На фото: Драгоценный букет Иеремия Позье

Ради получения требуемого эффекта применялись разнообразные типы огранки в зависимости от вида камня, а чтобы кристалл давал мягкое свечение нужного оттенка, Позье придумал подставлять под кристаллы тончайший слой металлической цветной фольги.

Звезда и орден Святого Апостола Андрея Первозванного

В 1698 году Пётр I учредил высшую награду Российской империи – орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Достойным кавалерам вручали:

  • знак, на котором изображён крест с распятым апостолом, а на кресте выгравированы буквы S-A-P-R, что означает Sanctus Andreas patronus Russiae: «Святой Андрей – покровитель России». Знак носили около бедра на широкой шёлковой голубой ленте через правое плечо;
  • восьмилучевую звезду Святого Апостола Андрея Первозванного, в центр которой помещался медальон с девизом ордена – «За веру и верность». Её носили на груди слева, выше прочих наград. 

 

 

На фото: звезда и орден Святого Апостола Андрея Первозванного

В особых случаях кавалера могли наградить бриллиантовыми орденом и звездой Святого Апостола Андрея Первозванного. Чаще всего это были кавалеры императорской фамилии, например, в Бриллиантовой кладовой представлены знак и звезда из коллекции великого князя Алексея Александровича, выполненные около 1800 года. Они украшены бриллиантами, рубинами и эмалью.

Миниатюрная копия царских регалий

В 1900 году в Париже прошла Всемирная выставка, на которой участники явили миру чудеса науки, техники и культуры. На выставке Ювелирный Дом Фаберже представил несколько пасхальных яиц, а также точные копии в уменьшенном виде Императорских Корон и Регалий, разумеется, с позволения Императора Николая II. 

На фото: точные копии в уменьшенном виде Императорских Корон и Регалий

На Парижской выставке 1900 года для российского павильона из кирпича выстроили целый город с Кремлём и церковью, с деревней русских промыслов, населённой крестьянами, ремесленниками, казаками и музыкантами.

На фото: Павильон Российской империи на Парижской выставке 1990 года 

Сам же Фаберже был приглашён на выставку в качестве члена жюри по ювелирным изделиям и бижутерии, наряду с такими именитыми мастерами, как Бушерон, Лалик и Вевер. Учитывая этот факт, сам Карл Фаберже не мог принимать участие ни в каких конкурсах. Поэтому он выставил свои работы вне конкурса и… успех был ошеломляющий.

О творениях Карла Фаберже говорили «Показанные им как членом жюри вне конкурса, эти вещи находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в произведение искусства. Совершенное исполнение и безукоризненная композиция отличают все работы Фаберже, будь это крохотная корона с 4000 камней или эмалевые цветы, сделанные с такой тщательностью, что выглядят как живые...»

На фото: точные копии в уменьшенном виде Императорских Корон и Регалий

После выставки французские ювелиры признали, что Фаберже, как мастер-новатор, оказал глубокое влияние на искусство своих более традиционно мыслящих конкурентов. 

 

Бриллиантовая кладовая – это одна из крупнейших коллекций ювелирного искусства и мы показали Вам всего лишь малую часть экспонатов. Все изделия уникальны, имеют историческую ценность и день ото дня вызывают восхищение у посетителей.

Возможно, благодаря ценнейшим артефактам, сейчас, как никогда, популярны фантазийные ювелирные украшения. В некоторых творениях мастера стараются передать дух древних времён, а в какие-то закладывают веяние современности. С полной коллекцией эксклюзивных украшений с крупными драгоценными камнями можно ознакомиться в каталоге.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top