- Главная страница
- Блог
- Техники древнерусских ювелиров
- Главная
- Блог
Техники древнерусских ювелиров
Древнерусское ювелирное искусство – это целый мир, богатый традициями, мастерством и неповторимым стилем. На протяжении веков наши мастера-предки создавали настоящие шедевры, которые и сегодня восхищают своей красотой и утончённостью. Каждый узор, каждая линия, каждый драгоценный камень – это не просто украшение, а часть истории, отражение эпохи и души мастера.
Это наследие рождалось в единении безграничного терпения, тончайшего вкуса и глубокой веры, находившей отражение в каждом элементе. Погружаясь в историю древнерусского ювелирного дела, мы прикасаемся не просто к ремесленным хитростям, а к языку символов, к особому мироощущению, где красота была священна.

Каждая из техник русских мастеров – это отдельная история, полная открытий и секретов, которые продолжают вдохновлять современных ювелиров. В этой статье мы приоткроем дверь в сокровищницу знаний мастеров из прошлого.
Филигрань или скань
Филигрань или скань – техника работы с драгоценными металлами, в основе которой лежит принцип создания из металлических тонких нитей сложных ажурных узоров. По сути, филигрань – это металлический орнамент, напоминающий кружево. Мастера скручивали тончайшую серебряную или золотую проволоку, формировали из неё композицию, которую затем могли оставить в первозданном виде или дополнить другими элементами.

На фото: древнеруский браслет в технике скань
Украшения, выполненные в технике филиграни, появились на Руси в глубокой древности. Упоминаются они в летописях IX века и более поздних источниках как скань. Этим мастерством владели уже вятичи и кривичи – племена, населявшие древнерусские земли.
Расцвет этой техники пришёлся на XIII–XVI века. А основными центрами, где искусство скани получило наибольшее развитие, были Древний Новгород и Киев, но уже после крещения Руси. Мастера, особенно новгородские, достигли совершенства в создании тончайших узоров из проволоки. Позже, когда ювелиры начали активно использовать огранённые камни, скань стала применяться реже, но никогда не исчезала полностью.
Украшения с элементами филиграни от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Беранже» – воплощение союза архитектуры и природы, вдохновлённое эстетикой ар-нуво. Название украшения перекликается с легендарным парижским зданием Castel Béranger –первым манифестом стиля, созданным Гектором Гимаром в конце XIX века.
Зернь как россыпь драгоценных зёрен
Зернь – одна из древнейших техник ювелирного искусства, название которой говорит само за себя. Мастер создавал не узор, а скорее драгоценную фактуру, усеивая поверхность металла крошечными шариками, напоминающие рассыпанные зёрна.
Эта техника требовала от ювелира невероятной точности: каждое маленькое зёрнышко нужно было не просто разместить в соответствии с замыслом, но и прочно соединить с драгоценной основой. Часто этот приём сочетали с ажурными линиями, создавая сложные композиции, ставшие визитной карточкой национального древнерусского стиля.

На фото: древнерусские украшения в технике зернь

На фото: украшение в технике зернь
Сферы применения этой техники простирались далеко за пределы привычных женских украшений. Зернью обильно декорировали не только изящные подвесы и оплечья, но и статусные мужские аксессуары, включая поясные наборы и наградные гривны, служившие аналогом современных орденов.
Но с наступлением петровских реформ, принесших в Россию западные эстетические идеалы, зернь стала уходить в тень, уступая место новым веяниям. Её возвращение произошло гораздо позже, когда современные художники, в поисках утраченной идентичности, вновь открыли для себя магию «драгоценной металлической россыпи».
Финифть – цветное стекло, ожившее на металле
Финифть – так древнерусские мастера издавна называли искусство работы с эмалью, которым владели с Х века. Финифть – это расплавленное стекло с добавлением различных пигментов, которым аккуратно заполняли углубления в металле или пространство внутри сканых узоров. Однако финифть – это не просто покрытие, а способ вдохнуть жизнь в украшения из драгоценного металла с помощью ярких цветных акцентов. Мастера использовали эмаль точечно, добавляя акценты и выделяя ключевые элементы – лепестки фантазийных цветов, крылья птиц или геометрические фрагменты узора.

На фото: элемент древнерусского украшения в технике финифть
Настоящей столицей техники финифть стал Ростов Великий, где местные умельцы не только создали фирменный состав эмали, но и освоили тонкости температурного режима, позволявшие раскрывать многогранную палитру без риска повреждения поверхности.

На фото: украшения ростовских мастеров в технике финифть
С XVIII века техника преобразилась: из декоративного элемента она превратилась в самостоятельный вид миниатюрной живописи, где на гладкой поверхности создавались портретные изображения. Эта традиция, особенно была популярна в дореволюционный период. И сегодня ростовские ювелиры продолжают эту славную традицию. Возникают настоящие династии мастеров финифти, которые из поколения в поколение передают секреты этого удивительного ремесла, сохраняя уникальное наследие девнерусского ювелирного искусства.
Украшения с эмалью от Ювелирного дома Maxim Demidov

Эксклюзивное кольцо – воплощение магии южного сияния, застывшей в драгоценной форме. Вдохновлённые красотой полярного света и таинственным внутренним свечением земли, мастера ювелирного дома Maxim Demidov создали украшение, в котором природная энергия превращается в архитектуру света.

Эксклюзивное кольцо – воплощение магии южного сияния, застывшей в драгоценной форме. Вдохновлённые красотой полярного света и таинственным внутренним свечением земли, мастера ювелирного дома Maxim Demidov создали украшение, в котором природная энергия превращается в архитектуру света.
Крытьё жемчугом
Жемчуг с его неповторимым перламутровым сиянием испокон веков занимал особое место в сердцах и мастерских русских ювелиров. Он был не просто материалом для украшений, а настоящим символом статуса и богатства.
Техника, известная как «крытье», заключалась в плотном нашивании жемчужин на ткань, что создавало эффект мерцающего ковра. Головные уборы, пояса, а порой и парадная обувь – всё это могло быть щедро украшено россыпью жемчуга. В Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниях даже праздничные наряды простых крестьян сверкали от обилия мелкого жемчуга.
Кстати, Россия, благодаря богатству своих северных рек, славившихся жемчугом, была одним из крупнейших поставщиков этого драгоценного материала в Европу.

На фото: древнерусский головной убор в технике крытьё жемчугом
Однако со временем природные запасы стали истощаться, и мода на жемчуг постепенно изменилась. Тем не менее XVII, XVIII и XIX века стали эпохой триумфа жемчуга как главной ювелирной составляющей.
- XVII век запомнился роскошными головными уборами, буквально утопающими в жемчуге. Кстати, порой, вес некоторых изделий достигал нескольких килограммов.
- В XVIII–XIX веках жемчуг чаще всего встречался в женских серьгах. При этом русские мастера XIX века достигли виртуозности в создании сложных композиций: из жемчуга сплетали изящные банты, пышные букеты и даже трепещущих бабочек, демонстрируя удивительное мастерство и тонкое чувство формы.
Украшения с жемчугом от Ювелирного дома Maxim Demidov

Гарнитур «Снегурочка» – не просто воплощение зимнего образа, а утончённый знак женственности, хранимый в вечности, словно дыхание северной стужи, заключённое в драгоценной форме.

Придя на светский раут, владелица эксклюзивной парюры сможет легко доказать скептикам, считающим жемчужные украшения аксессуарами прошлого, что нет ничего более вечного и современного, чем эксклюзивный шедевр с перламутровыми красавицами.

Придя на светский раут, владелица эксклюзивной парюры сможет легко доказать скептикам, считающим жемчужные украшения аксессуарами прошлого, что нет ничего более вечного и современного, чем эксклюзивный шедевр с перламутровыми красавицами.
Чернение – искусство тёмного контраста
Считается, что искусство чернения, придающее ювелирным изделиям неповторимую глубину и контраст, зародилось именно на Руси, откуда в дальнейшем распространилось в Европу.

На фото: Турий рог из артефактов Чернигова
Первые украшения с чернением на Руси появились в IX-X веках – никаких более ранних свидетельств археологи пока не обнаружили. К числу самых ранних и впечатляющих находок, демонстрирующих это мастерство, относятся артефакты из Чернигова. Их красота была поистине завораживающей, во многом благодаря серебряным оковкам, украшенным сюжетными рисунками и растительным орнаментом. Среди них были два турьих рога, служившие ритуальными сосудами. Именно чернь, нанесенная в специально подготовленные углубления, создавала этот уникальный эффект и позволяла достичь поразительной детализации.
Изначально заимствованная техника чернения из Византии, быстро стала самостоятельным и любимым направлением в русском декоративно-прикладном искусстве. Чернь активно применялась для украшения женских аксессуаров – от височных подвесок-колтов до браслетов-обручей и нагрудных барм.
Начиная с XVII века главным центром черневого искусства в России стал Великий Устюг. Местные мастера разработали уникальный и прочный состав черни, секрет которого передавался по наследству. Технология заключалась в нанесении специального сплава на гравированный рисунок с последующим обжигом, в результате которого проявлялся контрастный и стойкий узор.

На фото: украшение в технике чернение
И сегодня, спустя столетия, искусство чернения продолжает жить, гармонично вплетаясь в эстетику современности. Оно пережило взлёты и забвение, чтобы вновь вернуться – уже не как ремесленная необходимость, а как осознанный художественный выбор, мост между глубиной традиции и смелостью новых форм.
Многие Ювелирные дома, такие как Maxim Demidov, используют технику чернения для придания своим работам графичной выразительности и глубины.
Украшения с чернением от Ювелирного дома Maxim Demidov
В XXI веке всё больше ювелиров обращаются к сакральным истокам, бережно возрождая наследие древнерусских мастеров. В их работах оживает многовековая мудрая форма: ажурная филигрань, мерцающая зернь, глубокая чернь. Древнерусские техники вступают в диалог с современным дизайном, создавая высокохудожественные произведения, тем самым напоминая нам, что подлинная роскошь рождается на стыке истории и инноваций.
Прикоснуться к этому удивительному синтезу древнего искусства и актуального видения вы можете в нашем каталоге.
Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении







