Техники древнерусских ювелиров

Древнерусское ювелирное искусство – это целый мир, богатый традициями, мастерством и неповторимым стилем. На протяжении веков наши мастера-предки создавали настоящие шедевры, которые и сегодня восхищают своей красотой и утончённостью. Каждый узор, каждая линия, каждый драгоценный камень – это не просто украшение, а часть истории, отражение эпохи и души мастера.

Это наследие рождалось в единении безграничного терпения, тончайшего вкуса и глубокой веры, находившей отражение в каждом элементе. Погружаясь в историю древнерусского ювелирного дела, мы прикасаемся не просто к ремесленным хитростям, а к языку символов, к особому мироощущению, где красота была священна.

137607

Каждая из техник русских мастеров – это отдельная история, полная открытий и секретов, которые продолжают вдохновлять современных ювелиров. В этой статье мы приоткроем дверь в сокровищницу знаний мастеров из прошлого.

Филигрань или скань

Филигрань или скань – техника работы с драгоценными металлами, в основе которой лежит принцип создания из металлических тонких нитей сложных ажурных узоров. По сути, филигрань – это металлический орнамент, напоминающий кружево. Мастера скручивали тончайшую серебряную или золотую проволоку, формировали из неё композицию, которую затем могли оставить в первозданном виде или дополнить другими элементами.

<p><em>На фото: древнеруский браслет в технике скань</em></p>

На фото: древнеруский браслет в технике скань

Украшения, выполненные в технике филиграни, появились на Руси в глубокой древности. Упоминаются они в летописях IX века и более поздних источниках как скань. Этим мастерством владели уже вятичи и кривичи – племена, населявшие древнерусские земли. 

Расцвет этой техники пришёлся на XIII–XVI века. А основными центрами, где искусство скани получило наибольшее развитие, были Древний Новгород и Киев, но уже после крещения Руси. Мастера, особенно новгородские, достигли совершенства в создании тончайших узоров из проволоки. Позже, когда ювелиры начали активно использовать огранённые камни, скань стала применяться реже, но никогда не исчезала полностью.

Украшения с элементами филиграни от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Беранже»
Кольцо «Беранже»
Турмалин 20,72 карат

Кольцо «Беранже» – воплощение союза архитектуры и природы, вдохновлённое эстетикой ар-нуво. Название украшения перекликается с легендарным парижским зданием Castel Béranger –первым манифестом стиля, созданным Гектором Гимаром в конце XIX века.

Цена по запросу
Кольцо «Куоре»
Кольцо «Куоре»
Хромтурмалин 4,24 карат

«Il mio cuore è con te» – романтичное итальянское выражение, которое переводится как «Моё сердце с тобой». Эти слова стали лейтмотивом кольца «Куоре», где мастера Maxim Demidov воплотили саму сущность любви – нежной, глубокой и вечной.

1 560 200
Серьги «Чаровница»
Серьги «Чаровница»
Кунцит (2) 6,48 карат
1 202 300
Кольцо «Беранже»
Кольцо «Беранже»
Турмалин 20,72 карат

Кольцо «Беранже» – воплощение союза архитектуры и природы, вдохновлённое эстетикой ар-нуво. Название украшения перекликается с легендарным парижским зданием Castel Béranger –первым манифестом стиля, созданным Гектором Гимаром в конце XIX века.

Цена по запросу
Кольцо «Куоре»
Кольцо «Куоре»
Хромтурмалин 4,24 карат

«Il mio cuore è con te» – романтичное итальянское выражение, которое переводится как «Моё сердце с тобой». Эти слова стали лейтмотивом кольца «Куоре», где мастера Maxim Demidov воплотили саму сущность любви – нежной, глубокой и вечной.

1 560 200
Серьги «Чаровница»
Серьги «Чаровница»
Кунцит (2) 6,48 карат
1 202 300

Зернь как россыпь драгоценных зёрен

Зернь – одна из древнейших техник ювелирного искусства, название которой говорит само за себя. Мастер создавал не узор, а скорее драгоценную фактуру, усеивая поверхность металла крошечными шариками, напоминающие рассыпанные зёрна.

Эта техника требовала от ювелира невероятной точности: каждое маленькое зёрнышко нужно было не просто разместить в соответствии с замыслом, но и прочно соединить с драгоценной основой. Часто этот приём сочетали с ажурными линиями, создавая сложные композиции, ставшие визитной карточкой национального древнерусского стиля.

<p><em>На фото: древнерусские украшения в технике зернь</em></p>

На фото: древнерусские украшения в технике зернь

<p><em>На фото: украшение в технике зернь</em></p>

На фото: украшение в технике зернь

Сферы применения этой техники простирались далеко за пределы привычных женских украшений. Зернью обильно декорировали не только изящные подвесы и оплечья, но и статусные мужские аксессуары, включая поясные наборы и наградные гривны, служившие аналогом современных орденов.

Но с наступлением петровских реформ, принесших в Россию западные эстетические идеалы, зернь стала уходить в тень, уступая место новым веяниям. Её возвращение произошло гораздо позже, когда современные художники, в поисках утраченной идентичности, вновь открыли для себя магию «драгоценной металлической россыпи».

Финифть – цветное стекло, ожившее на металле

Финифть – так древнерусские мастера издавна называли искусство работы с эмалью, которым владели с Х века. Финифть – это расплавленное стекло с добавлением различных пигментов, которым аккуратно заполняли углубления в металле или пространство внутри сканых узоров. Однако финифть – это не просто покрытие, а способ вдохнуть жизнь в украшения из драгоценного металла с помощью ярких цветных акцентов. Мастера использовали эмаль точечно, добавляя акценты и выделяя ключевые элементы – лепестки фантазийных цветов, крылья птиц или геометрические фрагменты узора.

<p><em>На фото: элемент древнерусского&nbsp;украшения в технике финифть</em></p>

На фото: элемент древнерусского украшения в технике финифть

Настоящей столицей техники финифть стал Ростов Великий, где местные умельцы не только создали фирменный состав эмали, но и освоили тонкости температурного режима, позволявшие раскрывать многогранную палитру без риска повреждения поверхности.

<p><em>На фото: украшения ростовских мастеров в технике финифть</em></p>

На фото: украшения ростовских мастеров в технике финифть

С XVIII века техника преобразилась: из декоративного элемента она превратилась в самостоятельный вид миниатюрной живописи, где на гладкой поверхности создавались портретные изображения. Эта традиция, особенно была популярна в дореволюционный период. И сегодня ростовские ювелиры продолжают эту славную традицию. Возникают настоящие династии мастеров финифти, которые из поколения в поколение передают секреты этого удивительного ремесла, сохраняя уникальное наследие девнерусского ювелирного искусства.

Украшения с эмалью от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Полюс света»
Кольцо «Полюс света»
Опал (Австралия) 16,97 карат

Эксклюзивное кольцо – воплощение магии южного сияния, застывшей в драгоценной форме. Вдохновлённые красотой полярного света и таинственным внутренним свечением земли, мастера ювелирного дома Maxim Demidov создали украшение, в котором природная энергия превращается в архитектуру света.

Цена по запросу
Серьги «Луссо»
Серьги «Луссо»
Турмалин (Зеленый) (2) 5,96 карат
1 346 600
Колье «Луссо»
Колье «Луссо»
Турмалин (Зеленый) (5) 9,86 карат
4 023 900
Кольцо «Полюс света»
Кольцо «Полюс света»
Опал (Австралия) 16,97 карат

Эксклюзивное кольцо – воплощение магии южного сияния, застывшей в драгоценной форме. Вдохновлённые красотой полярного света и таинственным внутренним свечением земли, мастера ювелирного дома Maxim Demidov создали украшение, в котором природная энергия превращается в архитектуру света.

Цена по запросу
Серьги «Луссо»
Серьги «Луссо»
Турмалин (Зеленый) (2) 5,96 карат
1 346 600
Колье «Луссо»
Колье «Луссо»
Турмалин (Зеленый) (5) 9,86 карат
4 023 900

Крытьё жемчугом

Жемчуг с его неповторимым перламутровым сиянием испокон веков занимал особое место в сердцах и мастерских русских ювелиров. Он был не просто материалом для украшений, а настоящим символом статуса и богатства. 

Техника, известная как «крытье», заключалась в плотном нашивании жемчужин на ткань, что создавало эффект мерцающего ковра. Головные уборы, пояса, а порой и парадная обувь – всё это могло быть щедро украшено россыпью жемчуга. В Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниях даже праздничные наряды простых крестьян сверкали от обилия мелкого жемчуга.

Кстати, Россия, благодаря богатству своих северных рек, славившихся жемчугом, была одним из крупнейших поставщиков этого драгоценного материала в Европу. 

<p><em>На фото: древнерусский головной убор в технике&nbsp;крытьё жемчугом</em></p>

На фото: древнерусский головной убор в технике крытьё жемчугом

Однако со временем природные запасы стали истощаться, и мода на жемчуг постепенно изменилась. Тем не менее XVII, XVIII и XIX века стали эпохой триумфа жемчуга как главной ювелирной составляющей. 

  • XVII век запомнился роскошными головными уборами, буквально утопающими в жемчуге. Кстати, порой, вес некоторых изделий достигал нескольких килограммов. 
  • В XVIII–XIX веках жемчуг чаще всего встречался в женских серьгах. При этом русские мастера XIX века достигли виртуозности в создании сложных композиций: из жемчуга сплетали изящные банты, пышные букеты и даже трепещущих бабочек, демонстрируя удивительное мастерство и тонкое чувство формы.

Украшения с жемчугом от Ювелирного дома Maxim Demidov

Гарнитур «Снегурочка»
Гарнитур «Снегурочка»
Кольцо: Жемчуг культивированный 35,75 карат

Гарнитур «Снегурочка» – не просто воплощение зимнего образа, а утончённый знак женственности, хранимый в вечности, словно дыхание северной стужи, заключённое в драгоценной форме.

Цена по запросу
Гарнитур «В брызгах шампанского»
Гарнитур «В брызгах шампанского»
Кольцо: Жемчуг культивированный 27,4 карат

Придя на светский раут, владелица эксклюзивной парюры сможет легко доказать скептикам, считающим жемчужные украшения аксессуарами прошлого, что нет ничего более вечного и современного, чем эксклюзивный шедевр с перламутровыми красавицами.

 

845 700
Гарнитур «Беллетса дель маре»
Гарнитур «Беллетса дель маре»
Кольцо: Жемчуг культивированный 23,46 карат

Легкие линии оправы из желтого золота, словно подгоняемые бризом волны, «омывают» перламутр трех бесподобных жемчужин.

 

1 097 300
Гарнитур «Снегурочка»
Гарнитур «Снегурочка»
Кольцо: Жемчуг культивированный 35,75 карат

Гарнитур «Снегурочка» – не просто воплощение зимнего образа, а утончённый знак женственности, хранимый в вечности, словно дыхание северной стужи, заключённое в драгоценной форме.

Цена по запросу
Гарнитур «В брызгах шампанского»
Гарнитур «В брызгах шампанского»
Кольцо: Жемчуг культивированный 27,4 карат

Придя на светский раут, владелица эксклюзивной парюры сможет легко доказать скептикам, считающим жемчужные украшения аксессуарами прошлого, что нет ничего более вечного и современного, чем эксклюзивный шедевр с перламутровыми красавицами.

 

845 700
Гарнитур «Беллетса дель маре»
Гарнитур «Беллетса дель маре»
Кольцо: Жемчуг культивированный 23,46 карат

Легкие линии оправы из желтого золота, словно подгоняемые бризом волны, «омывают» перламутр трех бесподобных жемчужин.

 

1 097 300

Чернение – искусство тёмного контраста

Считается, что искусство чернения, придающее ювелирным изделиям неповторимую глубину и контраст, зародилось именно на Руси, откуда в дальнейшем распространилось в Европу.

<p><em>На фото:&nbsp;Турий рог из артефактов Чернигова </em></p>

На фото: Турий рог из артефактов Чернигова

Первые украшения с чернением на Руси появились в IX-X веках – никаких более ранних свидетельств археологи пока не обнаружили. К числу самых ранних и впечатляющих находок, демонстрирующих это мастерство, относятся артефакты из Чернигова. Их красота была поистине завораживающей, во многом благодаря серебряным оковкам, украшенным сюжетными рисунками и растительным орнаментом. Среди них были два турьих рога, служившие ритуальными сосудами. Именно чернь, нанесенная в специально подготовленные углубления, создавала этот уникальный эффект и позволяла достичь поразительной детализации.

Изначально заимствованная техника чернения из Византии, быстро стала самостоятельным и любимым направлением в русском декоративно-прикладном искусстве. Чернь активно применялась для украшения женских аксессуаров – от височных подвесок-колтов до браслетов-обручей и нагрудных барм.

Начиная с XVII века главным центром черневого искусства в России стал Великий Устюг. Местные мастера разработали уникальный и прочный состав черни, секрет которого передавался по наследству. Технология заключалась в нанесении специального сплава на гравированный рисунок с последующим обжигом, в результате которого проявлялся контрастный и стойкий узор.

<p><em>На фото: украшение в технике чернение</em></p>

На фото: украшение в технике чернение

И сегодня, спустя столетия, искусство чернения продолжает жить, гармонично вплетаясь в эстетику современности. Оно пережило взлёты и забвение, чтобы вновь вернуться – уже не как ремесленная необходимость, а как осознанный художественный выбор, мост между глубиной традиции и смелостью новых форм. 

Многие Ювелирные дома, такие как Maxim Demidov, используют технику чернения для придания своим работам графичной выразительности и глубины.

Украшения с чернением от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Высшая мудрость»
Кольцо «Высшая мудрость»
Изумруд (Замбия) 0,47 карат
779 800
Кольцо «Скифы»
Кольцо «Скифы»
Изумруд (Бразилия) 0,52 карат
621 900
Кольцо «Блестящее решение»
Кольцо «Блестящее решение»
Аметист 42,94 карат
1 105 900
Кольцо «Высшая мудрость»
Кольцо «Высшая мудрость»
Изумруд (Замбия) 0,47 карат
779 800
Кольцо «Скифы»
Кольцо «Скифы»
Изумруд (Бразилия) 0,52 карат
621 900
Кольцо «Блестящее решение»
Кольцо «Блестящее решение»
Аметист 42,94 карат
1 105 900

В XXI веке всё больше ювелиров обращаются к сакральным истокам, бережно возрождая наследие древнерусских мастеров. В их работах оживает многовековая мудрая форма: ажурная филигрань, мерцающая зернь, глубокая чернь. Древнерусские техники вступают в диалог с современным дизайном, создавая высокохудожественные произведения, тем самым напоминая нам, что подлинная роскошь рождается на стыке истории и инноваций.

Прикоснуться к этому удивительному синтезу древнего искусства и актуального видения вы можете в нашем каталоге.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top