Ювелирное искусство от времён Древней Руси до СССР

Корни ювелирного мастерства уходят глубоко в древность, ещё во времена дохристианской Руси. Тогда это ремесло считалось исключительно женским занятием. Девушки плели из ниточек красивые изделия, покрывали их глиной и обжигали. На месте выжженной ниточки образовывалась небольшая полость, куда потом заливали расплавленное серебро или бронзу.

 

Украшения в Х веке 

В 10 веке на смену ювелирам-женщинам пришли мужчины. Они стали использовать в своём ремесле каменные и глиняные формы. Появилось литьё, гравировка, чеканка. Вскоре стали делать авторские ювелирные украшения: височные кольца, браслеты, ожерелья, серьги, перстни. Со временем русские умельцы научились использовать в ювелирных изделиях самоцветы и речной жемчуг.

На фото: украшение древних славян - височные кольца. 

 

Украшения в XV – XVI веках

В 15 – 16 веках русские ювелиры делали украшения для царских семей, бояр, дворян и высших церковных чинов. Изделия отличались неподражаемой роскошью и большим количеством самоцветов. Цари любили носить кольца и перстни на всех пальцах. Это были литые украшения или изделия с камнем. Некоторые кольца служили печатью.

На фото: кольцо с печатью Ивана Грозного. 16 век.

Особое внимание на Руси уделялось серьгам. Их носили все: женщины надевали две серьги, а мужчины одну.

 

Украшения в XVII – XVIII веках

Пётр Первый внёс реформы не только в государственные, культурные, экономические дела, но и в ювелирное искусство. Именно при первом Российском Императоре профессия «серебряных и золотых дел мастер» стала именоваться «ювелир». Появляются совершенно новые для России ювелирные украшения: диадемы, запонки, броши. Лидеры среди драгоценных камней – бриллиант, изумруд, аметист, рубин.

На фото: украшения 18 века. Ювелир Дюваль Я.Д.

При Петре Первом, в 17–18 веке, драгоценные камни стали не только масштабно добывать, но и гранить. Казалось, что абсолютно все были заинтересованы в самоцветах. Кому-то нравился их блеск, а кто-то стремился добывать, изучать и обрабатывать минералы. Появляются гранильные фабрики, приглашаются опытные заграничные ювелиры: Жан Пьер Адор, Иеремия Позье, Иоганн Готтлиб Шарф. Российские мастера перенимают их опыт и следуют общеевропейским стандартам.

Кстати, именно 18 век подарил нам такое понятие как «гарнитур» - изготовленные по единому замыслу колье, серьги, кольца, браслет. И даже сейчас, в 21 веке, гарнитур не теряет своей актуальности. А ювелиры создают настоящие произведения искусства.

На фото: Гарнитур "Забывая обо всём" от ювелирного дома Maxim Demidov.

 

Ювелирные украшения в XIX веке

В 19 веке ювелирные украшения стали производить массово и многие из них были дешёвыми. Мастера не видели смысла делать дорогие украшения, потому что мода менялась очень быстро. То, что популярно сегодня, завтра, возможно, будет уже забыто. Так, новая эпоха попрощалась с медальонами, диадемами, брошами-заколками. Теперь на пике популярности блистали парные браслеты, гребни, цепочки. В моду вошёл речной жемчуг. Чуть позже стало популярно «дутое золото» и появились массивные украшения. Изделие казалось крупным при незначительном весе.

На фото: ювелирные украшения 19 века. 

В 19 веке появились целые ювелирные отрасли и фабрики. Например, «Овчинников», «Колыванский», «Хлебников», «Сазиков» и «Фаберже». Компании выпускали большой ассортимент модных аксессуаров и изготавливали украшения на заказ. 

 

На фото: мастера фабрики Карла Фаберже. 

 

Ювелирные украшения после революции 1917 года 

В 1917 году ювелирное дело признали пережитком буржуазного общества. Этот новый виток времени заставил многие ювелирные компании перепрофилироваться. Завод «Хлебникова» переименовали в Московский платиновый завод. Теперь там не выпускали ювелирные изделия, а перерабатывали драгоценные камни и металлы для технических целей. Камнерезный завод «Колыванского» начал производить точильные бруски. «Фаберже» и вовсе пришлось закрыться.

Ювелирное искусство теперь сосредоточилось в руках государства и ему отводилась незначительная роль. Технический уровень и мастерство исполнения резко снизились. Украшения изготавливают по дореволюционным образцам. Изделия стали менее изящными. Процветает кустарное производство ювелирных украшений.

 

Эпоха СССР

В 1923 году ювелирное искусство начало своё возрождение. Государство поддержало кустарную ювелирную промышленность и разрешило торговать украшениями. Появилось Московское Ювелирное Товарищество (МЮТ), которое отслеживало производство и продажу драгоценностей.

В 1926 году МЮТ переименовали в Мосторг. Теперь ему подчинялось всё ювелирное искусство, которое действовало на территории СССР. Мосторг не только контролировал производство, скупку, реставрацию украшений, но и занимался планированием сбыта драгоценностей. Для этого стали выпускать каталоги-прейскуранты. 

 

30-е годы времён СССР

В 1930 году Мосторг переименовывается в Артель Московский Ювелир. 

На фото: запонки-шахматы. Производство: Артель "Московский Ювелир". 

В 30-е годы институты не выпускали будущих художников-ювелиров, поэтому в мастерских работали художественные конструкторы. Они делали копии старинных изделий. 

Государство обрело некую экономическую стабильность и ювелирное искусство потихоньку стало оживать. А к середине тридцатых годов и вовсе обрело новую жизнь. Всё началось с того, что Костромская ювелирная артель взялась за выпуск малой партии позолоченных изделий. После этого события в Москве, Свердловске, Ленинграде и других городах стали открываться небольшие ювелирные мастерские. 

В 1936 году на базе Мосторга было организовано 20 контор Главювелирторг, которые работали в крупных городах. 

 

50-е годы времён СССР

Военные годы ослабили ювелирную моду. Все силы были брошены на фронт, поэтому новый рассвет ювелирного мастерста пришелся на 50-е годы. Ювелиры начали делать авторские украшения с целью самовыражения. Они в основном отрабатывали навык или изучали новые приёмы обработки. Такие творческие изделия были только в единичном экземпляре и нашли своё место в музеях и галереях. 

На фото: золотое кольцо с горным хрусталём. 50-е годы СССР.

Вскоре в России появились новые, современные пласты по созданию ювелирных украшений:

  1. Народный промысел – изделия из недорогого металла, покрытое оксидированным серебром.
  2. Массовое ювелирное производство – золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями. Здесь не было какого-то изысканного художественного оформления. Цены на такие украшения зависели от сырья.
  3. Изделия мастеров-любителей. Ювелиры осваивали разные стили: ампир, барокко, модерн. Пытались подражать старинным украшениям.
  4. Авторское ювелирное искусство. Оно стремительно выросло в 70-х годах и образовало два направления изготовления украшений: традиционное и авангардное. К традиционным изделиям относили классические изделия, а авангардные считали сомнительным и революционным. 

 

80-е годы времён СССР

В 80-е годы появилась ювелирная пластика. Мастера овладели техникой создания мини-скульптур из золота, а затем и вовсе стали помещать их на украшения.

На фото: серьги 80-х годов СССР.

Рынок ювелирных изделий стал более раскованным, наполнился смелыми идеями. Ювелиры стремились показать всю красоту металла, блеск камня, художественное исполнение. Предприятия работали по стандартам и выпускали определённый перечень ювелирных украшений. В крупных городах стали открываться центры авторского искусства.

На фото: золотое кольцо 80-х годов СССР.

 

90-е годы времён СССР

В начале 90-х годов российские ювелиры наконец-то вышли на мировой уровень. Советские украшения славились в Европе:

  • исключительное качество и лигатура;
  • огранка, благодаря которой у камня появлялся особый блеск;
  • приемлемая стоимость.

Среди потребителей стали популярны массивные украшения – цепи с крестом, печатки, браслеты. Для их производства переплавляли огромное количество других золотых изделий. Но вскоре такие атрибуты начала 1990-х стали считаться «дурным вкусом». И массивные украшения вновь в руках умелых мастеров превращались в другие золотые украшения.

На фото: ювелирные украшения 90-х годов СССР.

В XXI веке найдутся те люди, которые уверены, что дизайн советских украшений устарел. А есть и те, кто хранит старинные изделия в шкатулке, как фамильную драгоценность. Ювелирное производство XX века было стандартизированным:

  • большинство изделий выпускались без драгоценных камней;
  • в украшениях со вставками акцент делался на блеск и сияние камня.

Чаще всего встречались серьги-гвоздики с синим камнем, а кольца с одним центральным камнем красного или розового цвета. Для ценителей такого подхода взаимосвязь эпох можно найти в отдельных коллекциях ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо "Яркое ликование"   Серьги "Радость синевы"      Кольцо "Голос сердца"  

upper-top