Музей Пфорцхайма – золотая сокровищница Германии

В сердце Германии, в городе Пфорцхайм, находится уникальная сокровищница мирового значения – Музей ювелирного искусства. Он не похож на другие: здесь за стеклянными витринами собрана вся история человеческой цивилизации, рассказанная через драгоценные металлы и камни. Более 2000 экспонатов, представляющих 50 веков ювелирного мастерства, превращают посещение в путешествие во времени. От изысканных украшений древнеегипетских фараонов до смелых экспериментов современных дизайнеров – каждая витрина открывает новую главу летописи.

Особенность Музея Пфорцхайма в его удивительной способности оживлять прошлое. Это не просто коллекция предметов роскоши, а настоящий учебник по истории искусства, культуре и даже технологиям разных эпох. При этом музей остаётся живым, современным пространством, где регулярно проходят выставки актуальных ювелиров и мастер-классы по старинным техникам. 

Пфорцхайм уже несколько столетий считается ювелирной столицей Германии, и его музей стал логичным продолжением этой традиции. Но что делает его по-настоящему уникальным? Почему сюда стоит приехать даже тем, кто никогда не интересовался ювелирным искусством? Ответы найдёте в нашей статье.

<p><em>На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма&nbsp;</em></p>

На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма 

История музея Пфорцхайма

Город Пфорцхайм, который называют «золотой столицей Германии», не случайно стал домом для одного из самых значимых ювелирных музеев мира. История музея началась не с громкого открытия, а с обычной школьной коллекции.

<p><em>На фото: современный Пфорцхайм</em></p>

На фото: современный Пфорцхайм

В 1877 году здесь открылась Школа прикладного искусства. Её преподаватели собирали украшения, инструменты и эскизы, создавая уникальную базу для обучения студентов. К началу XX века эта скромная коллекция уже насчитывала сотни экспонатов, среди которых были настоящие раритеты, например, ювелирные работы эпохи Возрождения, подаренные местными фабрикантами.

Переломный момент наступил в 1937 году, когда коллекция получила статус музея. Кстати, в военные годы собрание чудом уцелело, так как наиболее ценные экспонаты были спрятаны в соляных шахтах, что спасло их от бомбардировок, уничтоживших 80% города. После войны музей стал символом возрождения Пфорцхайма. А в 1961 году для него построили специальное здание Reuchlinhaus, шедевр послевоенного модернизма, где музей располагается до сих пор.

<p><em>На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма&nbsp;</em></p>

На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма 

Сегодня музей продолжает удивлять: в его фондах хранится самая полная в мире коллекция ювелирного авангарда 1960-х годов, включая экспериментальные работы студентов самой пфорцхаймской школы. Познакомим Вас с самыми популярными экспонатами.

Культовые экспонаты Музея Пфорцхайм

Кольцо со скарабеем

Золотое кольцо со скарабеем IV века до нашей эры. Массивное объёмное украшение выполнено из золота с использованием сложной техники чеканки, где каждая деталь жука – от изогнутых лапок до текстурированного панциря – проработана с невероятной точностью.

В коллекцию музея Пфорцхайма кольцо со скарабеем попало в 1958 году из частного собрания немецкого археолога, проводившего раскопки в Малой Азии, где пересекались культурные влияния Греции, Египта и Персии. Уникальный экспонат не только демонстрирует высочайшее мастерство античных ювелиров, но и служит наглядным свидетельством  культурного обмена в античном мире. 

<p><em>На фото:&nbsp;Золотое кольцо со скарабеем (IV век до н.э.)</em></p>

<p>&nbsp;</p>

На фото: Золотое кольцо со скарабеем (IV век до н.э.)

 

<p data-b1j2jjwi2_plqlz9aug="true" data-bwyqoogka="article-render__block" data-key="0_48ng6" data-points="3" id="neizvestnii_master_ojerele_s_medalono"><em>На фото: Ожерелье с медальоном неизвестного мастера&nbsp;(VI&nbsp;век н.э.)</em></p>

На фото: Ожерелье с медальоном неизвестного мастера (VI век н.э.)

Ожерелье с медальоном

Византийское золотое ожерелье с императорским медальоном VI века представляет собой выдающийся образец ювелирного искусства эпохи расцвета Константинополя. Массивное колье состоит из тонко сплетённых золотых цепей и центрального медальона с профильным изображением одного из преемников императора Юстиниана.

В музейную коллекцию этот уникальный экспонат попал в 1963 году из собрания немецкого археолога, обнаружившего его во время исследований на территории древней Вифинии. Прекрасная сохранность ожерелья позволяет в полной мере оценить мастерство византийских ювелиров, чьи работы стали мостом между античной традицией и средневековым искусством.

Ян Колларт. Подвеска

В 1958 году знаменитый антверпенский гравёр и дизайнер Ян Колларт сотворил уникальную подвеску – великолепный образец фламандского ювелирного искусства эпохи позднего Возрождения. Изделие украшено многоцветной эмалью и жемчугом и демонстрирует характерный для Колларта стиль, в котором соединились натуралистичность фламандской традиции и изящество форм. 

Центральный элемент композиции – изысканно выполненная эмалевая миниатюра с мифологическим сюжетом. Историки предполагают, что подобные подвески создавались по эскизам Колларта придворными ювелирами и предназначались для знатных заказчиков.

В коллекцию музея Пфорцхайма подвеска попала в 1954 году из частного собрания, и сегодня она занимает особое место в разделе ренессансного ювелирного искусства, наглядно демонстрируя, как графические работы Колларта воплощались в драгоценных материалах.

<p><em>На фото: подвеска мастера Яна Колларта. 1582 год</em></p>

<p>&nbsp;</p>

На фото: подвеска мастера Яна Колларта. 1582 год

 

<p><em>На фото:&nbsp;Обручальное кольцо середины XVII в.</em></p>

<p>&nbsp;</p>

На фото: Обручальное кольцо середины XVII в.

 

Обручальное кольцо

Обручальное кольцо из коллекции Музея Пфорцхайма представляет собой уникальный памятник религиозного и ювелирного искусства. Массивное украшение выполнено в традиционной для средневековых еврейских обручальных колец форме и увенчано миниатюрной архитектурной эдикулой, символизирующей Иерусалимский Храм. Центральная башня-купол окружена изящными колоннами и арками, выполнена с удивительной точностью и несмотря на крошечные размеры, можно разглядеть детали резных капителей. После церемонии такие кольца обычно не носили повседневно, а хранили как семейную реликвию. 

В коллекцию музея это кольцо попало в 1950-х годах из собрания семьи франкфуртских евреев, чьи предки сумели вывезти его во время Тридцатилетней войны. Сегодня оно является одним из редчайших сохранившихся примеров средневекового ювелирного искусства в Европе, напоминая о богатых традициях еврейских общин, чьи мастера-ювелиры внесли значительный вклад в развитие европейского decorative arts.

Браслет 1850 года

Браслет, работы Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса и Жюля Визе – блистательный образец французского ювелирного искусства эпохи историзма. Барочная пышность форм сочетается с классицистической гармонией композиции, а романтическая экспрессия с безупречным техническим совершенством. Изготовленный из золота и серебра, украшенный бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами, он демонстрирует виртуозное владение техниками чеканки, зерни и эмалирования, которыми славилась парижская мастерская Фроман-Мёриса. 

Историки считают, что браслет мог быть создан для одной из всемирных выставок, где работы Фроман-Мёриса неоднократно удостаивались высших наград. А в коллекцию музея Пфорцхайма этот шедевр попал в 1928 году из собрания баденских герцогов.

<p><em>На фото:&nbsp;Браслет работы Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса и Жюля Визе</em></p>

На фото: Браслет работы Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса и Жюля Визе

<p><em>На фото: брошь-букет неизвестного мастера&nbsp;</em></p>

На фото: брошь-букет неизвестного мастера 

Брошь-букет

Брошь-букет XIX века – роскошный корсажный аксессуар в виде изысканного букета с бриллиантами и изумрудами. Каждый цветок закрёплен на тончайших пружинках, поэтому создаётся эффект трепетания при малейшем движении. Особую ценность изделию придаёт не только использование камней исключительного качества, но и уникальная техника «невидимой» закрепки, когда металлическая основа практически не видна за сверканием граней.

Споры о происхождении броши разделили экспертов: одни отмечают характерные для елизаветинской эпохи приёмы. Например, стилизованные гиацинты из изумрудов, бывшие особенно популярными при дворе императрицы. Другие указывают на технологические нюансы характерные уже для мастерских Карла Фаберже, работавшего с императорской коллекцией в конце XIX века.

В музей Пфорцхайма брошь попала в 1926 году через берлинского антиквара, который приобрел её у семьи русских эмигрантов. По их словам, украшение хранилось в семье со времён Екатерины II.

Диадема

Диадема Рене Лалика, созданная им в 1903 году – это квинтэссенция эстетики ар-нуво, воплощённая в драгоценных материалах. Созданная в период творческого расцвета французского мастера, она демонстрирует его фирменный стиль: золотой обруч, словно оплетённый живыми ветвями, украшен прозрачной эмалью нежных зеленоватых оттенков, имитирующей молодую листву. 

Как утверждают знатоки, в начале XX века Лалик часто сотрудничал с Домом моды Жака Дусе, оформляя спектакли, поэтому мог сотворить свой шедевр специально для одной из парижских театральных премьер. 

В коллекцию музея диадема попала в 1958 году через частного коллекционера, сохранившего оригинальный футляр с клеймом мастера.

<p>На фото: Диадема. Мастер: Рене Лалик&nbsp;</p>

На фото: Диадема. Мастер: Рене Лалик 

Музей ювелирного искусства Пфорцхайма – это настоящее путешествие сквозь века, где каждая витрина рассказывает свою уникальную историю. От древнеегипетских амулетов до современных авангардных экспериментов, от византийских реликвий до изысканных творений эпохи ар-нуво. Здесь собраны лучшие образцы ювелирного мастерства разных эпох и культур.
Музей ювелирного искусства Пфорцхайма – это то место, где оживают легенды, а мастерство художников прошлого вдохновляет новые поколения создавать свои шедевры.

Драгоценные творения мастеров Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Восхищаясь красотой момента»
Кольцо «Восхищаясь красотой момента»
Бриллиант 1,71 карат

Кольцо «Восхищаясь красотой момента» – это поэтическое воплощение тех редких состояний, когда сердце замирает от созерцания красоты. В ювелирном образе всё подчинено тонкой эмоции восхищения – едва уловимой, но глубоко проникающей, как свет, который касается души. Украшение будто останавливает мгновение, делая его вечным.

Цена по запросу
Гарнитур «Обдавая жаром»
Гарнитур «Обдавая жаром»
Кольцо: Рубеллит 11,54 карат

Гарнитур «Обдавая жаром» не стремится к сдержанности – он проникает внутрь, словно жаркое дыхание, пробегающее по коже и оставляющее след. Здесь форма, свет и цвет сливаются в единый пульс — мощный, завораживающий, живущий в ритме чувства.

Цена по запросу
Кольцо «Несущий процветание»
Кольцо «Несущий процветание»
Тсаворит 5,38 карат

В ювелирном доме Maxim Demidov уверенны, что настоящее украшение способно не просто радовать глаз, но и наделять смыслом, энергией, состоянием. Именно такой посыл заложен в кольце «Несущий процветание» – эксклюзивном украшении, в котором каждый элемент поддерживает идею внутреннего изобилия, уверенности и благополучия.

 

Цена по запросу
Кольцо «Восхищаясь красотой момента»
Кольцо «Восхищаясь красотой момента»
Бриллиант 1,71 карат

Кольцо «Восхищаясь красотой момента» – это поэтическое воплощение тех редких состояний, когда сердце замирает от созерцания красоты. В ювелирном образе всё подчинено тонкой эмоции восхищения – едва уловимой, но глубоко проникающей, как свет, который касается души. Украшение будто останавливает мгновение, делая его вечным.

Цена по запросу
Гарнитур «Обдавая жаром»
Гарнитур «Обдавая жаром»
Кольцо: Рубеллит 11,54 карат

Гарнитур «Обдавая жаром» не стремится к сдержанности – он проникает внутрь, словно жаркое дыхание, пробегающее по коже и оставляющее след. Здесь форма, свет и цвет сливаются в единый пульс — мощный, завораживающий, живущий в ритме чувства.

Цена по запросу
Кольцо «Несущий процветание»
Кольцо «Несущий процветание»
Тсаворит 5,38 карат

В ювелирном доме Maxim Demidov уверенны, что настоящее украшение способно не просто радовать глаз, но и наделять смыслом, энергией, состоянием. Именно такой посыл заложен в кольце «Несущий процветание» – эксклюзивном украшении, в котором каждый элемент поддерживает идею внутреннего изобилия, уверенности и благополучия.

 

Цена по запросу

Вдохновляясь великолепием экспонатов Музея ювелирного искусства Пфорцхайма, помните, что украшения с натуральными природными камнями можно найти в каталоге Ювелирного дома Maxim Demidov, где традиции высокого мастерства сочетаются с современным дизайном.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top