Украшения для шеи – история и виды

Люди носили украшения на шее с незапамятных времён. Колье, ожерелья, чокеры, сотуары не выходят из моды на протяжении тысячелетий. Они созданы, чтобы подчеркнуть женственность и красоту своей обладательницы. В этой статье мы поближе познакомимся не только с историей украшений для шеи, но и с их некоторыми видами.

На фото: колье «Александрия» от ювелирного дома Maxim Demidov.

Первобытные украшения были сделаны из ракушек, костей, камней, зубов или когтей животных, нанизанных на нить. Это подтверждают и археологи. Например, в 2004 году при раскопках пещеры в Южной Африке, ученые обнаружили 41 раковину моллюсков, которые, возможно, древние люди носили на шее. В каменном веке, по мнению историков, такие ожерелья использовались не только как украшения, но были незаменимыми предметами первобытной торговли. Изделия использовали как своеобразную валюту.

   

На фото: фрагменты раковин моллюсков, найденных в Южной Африке в 2004 году. Украшения первобытных людей.

Золото начали использовать в 2500 г. до н.э. и этот факт подтверждает колье, которое было обнаружено в Королевском некрополе Ура, Месопотамия.

На фото: украшения в Древней Месопотамии с элементами золота. 

Мастера Древнего Египта изначально делали бусы из стекла и керамики. Со временем изделия эволюционировали от простых ниток бисера до сложных узоров. На вид украшения напоминали «широкий воротник» или оплечник с драгоценными камнями и бусинами. Предназначались такие изделия для людей из высших сословий и использовались на религиозных, праздничных и погребальных мероприятиях.

На фото: Древнеегипетское украшение.

В Древней Греции мастера придумали свою технику изготовления украшений для шеи. Они переплетали тонкие золотые прутья в цепочки, а затем украшали полученное изделие драгоценными камнями и бахромой. Некоторые гречанки использовали в качестве кулона небольшой сосуд с духами или эфирным маслом.

На фото: Древнегреческое украшение.

Римляне носили жемчужные бусы; золотые пластины, инкрустированные эмалью; блестящие камни, окутанные золотой филигранью. Излюбленным стилем того времени была цепочка из разноцветных драгоценных камней, соединенных золотыми звеньями. Чуть позже стало популярным носить несколько ожерелий одновременно. Римские мастера изобретали различные техники и мастерски делали кружева из золота. 

На фото: украшения в Древнем Риме. 

Что касается дальнейшей эволюции украшений для шеи в целом, то на протяжении веков они никогда не выходили полностью из моды.

С 2000 г. до н.э. до 400 года н.э. бронзовые амулеты со вставками из кораллов были на пике популярности. Мастера учились делать узоры, используя цветные драгоценные камни и металлы. 

С 400 по 1300 года люди отдавали предпочтение золотым и серебряным украшениям со сложной отделкой. Мастера всё чаще использовали цветные стёкла и драгоценные камни в качестве вставок.

Во времена Средневековья ожерелье служило символом власти и авторитета. Поэтому золотые украшения с драгоценными камнями в основном носили представители власти и духовенства.

На фото: Средневековое ожерелье. 

В 14-15 века мужчины носили цепочки с подвесками, а среди женщин были популярны бусы и ожерелья по типу жемчужной нити. Состоятельные люди носили воротники, инкрустированные драгоценными камнями.

На фото: украшение для шеи в 14-15 веке. 

В 15-16 века люди носили длинные жемчужные нити и цепочки с драгоценными камнями. К концу 16 столетия мастера научились соединять жемчуг, эмаль и металл, чтобы получались замысловатые подвески.

В 17 и 18 века люди носили портретные подвески в экстравагантно украшенных оправах. Также на пике популярности было колье «ривьер» – украшение, где одинаковые по размеру самоцветы соединены и закреплены так, что мест соединения оправы практически не видно. Чаще всего в колье «ривьер» была крупная центральная вставка из драгоценных кристаллов. 

С 1800 по 1870 гг. в моде были платья с глубоким вырезом. Это позволило дамам использовать в своём образе как можно больше ожерелий с драгоценными камнями.

 

На фото: Королева Виктория. Российская императрица Мария Федоровна.

С 1870 по 1910 на пике популярности был жемчуг, а также украшения из золота и платины с бриллиантами, изумрудами, рубинами и другими самоцветами. Чуть позже движение ар нуво вдохновило мастеров на сотворение символических конструкций с природными мотивами. Материалами для создания таких украшений были: стекло, фарфор, бронза, слоновая кость, перламутр, рог и эмаль. 

 

На фото: творения Рене Лалика и Жоржа Фуке. Украшения для шеи. 

С 1910 по 1970 года движение в стиле ар-деко призывало создавать геометрические украшения, сочетающие в себе несколько видов драгоценных камней и металла. Вскоре Коко Шанель популяризировала жемчуг и его стали носить все светские дамы.

На фото: Коко Шанель.

Современные украшения – это настоящее искусство, которое сочетает в себе различные металлы, технологии, драгоценные камни и другие материалы.

 

Виды украшений для шеи

  • Чокер – короткое ожерелье, которое располагается на шее или чуть ниже ключицы. Имеет разные уровни регулирования. Длина чокера обычно составляет от 35 до 40 см.

На фото: чокер.

  • Сотуар – в переводе с французского «porter en sautoir» означает «носить на спине» или «носить через плечо». Это удлинённое ожерелье с бусинами, камнями и любыми другими деталями. Длина сотуара обычно составляет от 80 до 120 см. Большой поклонницей сотуаров была Коко Шанель.

 

На фото: сотуар “Феерия счастья” от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Колье – изысканное ювелирное изделие, отличающееся оригинальным дизайном. Обычно колье обладает небольшой длиной с выраженной центральной частью. Длина украшения может варьироваться от 38 до 144 см.

На фото: колье “Звёздная ночь” от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Колье-склаваж или бант-склаваж – это широкая тканевая полоса с закреплёнными на ней вставками. Такой акцент выгодно подчеркнёт образ, особенно если леди облачится в наряд с глубоким декольте.

На фото: бант-скраваж на Екатерине II.

  • Колье-ривьера – в переводе с французского «riviere» означает «река». Состоит украшение из одной нити драгоценных камней одинакового размера и огранки. В такой драгоценности соединения самоцветов незаметны и поэтому напоминают струящуюся реку или водопад.

На фото: колье-ривьера “Конфетти” от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Колье-пластрон – в переводе с французского «plastron» означает «нагрудник». Это смелое и массивное украшение, плавно перетекающее с шеи в зону декольте. В основном колье-пластрон имеет треугольную форму и выполнено из металла и драгоценных камней, которые соединены или переплетены вместе, чтобы создать каскадный эффект.

 

На фото: колье-пластрон “Великолепное открытие” от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Колье-фермуар – в переводе с французского «fermoir» означает «застёжка». Здесь всё внимание сосредоточено на застёжке, которая располагается не сзади, как обычно, а спереди или сбоку.

На фото: великая княжна Елена Павловна Романова в колье-фермуар.

  • Колье «Принцесса» – это оригинальная цепочка с подвеской в центральной части. Длина украшения обычно составляет 42-48 см. Прекрасно подходит к разным нарядам и вырезам – от глубокого до полностью закрытого.

 

На фото: колье «Атрибут любви» от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Ожерелье – в переводе со старославянского «gerlo» – «горло». Это обруч или цепочка с различными вставками, которые идентичны друг другу по узору или размеру. Длина ожерелья может варьироваться от 30 до 180 см.

На фото: ожерелье «Одетта» от ювелирного дома Maxim Demidov.

  • Бусы – состоят из округлых бусин, нанизанных на нить. Элементы украшения могут быть любых форм и размеров.

 

На фото: бусы «В голубых тонах» от ювелирного дома Maxim Demidov.

 

Колье, сотуар, жемчужная нить или облегающий чокер… любое украшение на шею – это прекрасный аксессуар, который только подчеркнёт все достоинства леди.