Легендарные украшения династии Романовых

Царские особы всегда ассоциируются не только с властью и могуществом, но также с роскошью, пышными нарядами и драгоценностями. Императорская династия Романовых, которая правила Россией на протяжении 304 лет, до сих пор считается ярким примером величия. Они обладали сокровищами, оценить которые практически невозможно даже приблизительно.

Мы расскажем о судьбах самых блистательных украшений, которые служили доказательством высокого положения владельцев. Это именно те изделия, которые на протяжении столетий считаются бесценными произведениями ювелирного искусства.

На фото: украшения династии Романовых из фотоархива французского журнала «L´Illustration». 

До сих пор никто точно не может сказать, каких размеров была ювелирная шкатулка династии Романовых. Ведь после революции 1917 года большинство украшений императорского двора были вывезены за границу и проданы с аукционов. Сохранилась лишь малая часть сокровищ, которую сегодня можно увидеть в музеях.

Эгрет с сапфирами

Елизавета Петровна, Дочь Петра I, очень любила драгоценности. Самое яркое ювелирное творение – это эгрет в виде фонтана с сапфирами и бриллиантами. Само слово «эгрет» переводится с французского как «хохолок» и означает украшение для причёски или шляпы. Дополняли царский эгрет каскадные серьги. При малейшем движении гарнитур «загорался» яркими огнями и отбрасывал тёмно-синее мерцание на всё вокруг. Прекрасный комплект сохранился до наших дней и находится в Алмазном фонде.

На фото: эгрет и серьги с сапфирами и бриллиантами, которые любила носить Елизавета Петровна. 

Парюра «Бант-склаваж»

Склаваж – это украшение, которое носили как ожерелье на бархатной ленте.

В 1764 году для императрицы Екатерины II изготовили парюру «Бант-склаваж», куда вошли ожерелье и серьги-канделябры. Украшает драгоценность россыпь бриллиантов и шпинели. Чтобы самоцветы сияли ещё ярче, мастера использовали фольгу, которую подкладывали под камни перед тем, как вставить их в оправу.

 

На фото: парюра «Бант-склаваж». Екатерина II.

Последняя владелица парюры – Мария Фёдоровна, жена Александра III. Комплект нашли в её покоях в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Сейчас эту роскошь можно увидеть в Алмазном фонде.

Рубин Цезаря

В Алмазном фонде хранится украшение, о котором мы рассказывали в статье «Рубеллит – история легендарного украшения». Им обладала Екатерина II. 

На фото: Рубин Цезаря. Екатерина II.

В 1777 году король Швеции Густав III преподнёс крупный самоцвет малинового цвета Екатерине II. Желая произвести на императрицу впечатление, Густав сопроводил свой дар легендой о Клеопатре и Цезаре. Екатерина не захотела портить столь прекрасный кристалл огранкой и приказала придворным ювелирам отшлифовать камень и сделать подвеску. Мастера украсили малиновый самоцвет золотыми виноградными листьями и придали камню вид виноградной лозы.

Венчальная диадема Романовых

В начале XIX века придворный ювелир Яков Дюваль сотворил для императорской семьи эксклюзивное творение – диадему в виде кокошника. В то время это был самый модный вид диадем не только в России, но и за её пределами. Величественное украшение состоит из 175 крупных и более 1200 малых индийских бриллиантов в старинной круглой огранке. Центральный ряд украшают свободно висящие крупные бриллианты в форме капель. При малейшем движении игра камней вспыхивала миллионами искр.

В центральной части диадемы расположился 13-ти каратный розовый бриллиант. Однако по императорским документам этот бриллиант значится как красный и некогда принадлежал Павлу I. Всё дело в фольге, которую для усиления цвета Яков Дюваль подложил под основание самоцвета.

На фото: венчальная диадема Романовых. 

В этой венчальной диадеме выходили замуж все невесты императорского дома XIX и начала XX века. И это единственная диадема, которая осталась в России. Спас её от продажи розовый бриллиант, который искусствоведы посчитали бесценным. Увидеть эксклюзивное творение можно в Алмазном фонде Кремля.

Императорская венчальная корона Романовых 

По традиции к каждой царской свадьбе изготавливали новую венчальную корону. После церемонии украшение разбиралось и драгоценные камни возвращались в сокровищницу до следующего праздника. Однако эта традиция прервалась в 1884 году.

На фото: императорская венчальная корона Романовых. 

Ко дню свадьбы княгини Елизаветы Фёдоровны и князя Сергея Александровича была изготовлена небольшая императорская венчальная корона. Каркас украшения обтянут тёмно-малиновым бархатом, на котором красуются 320 малых бриллиантов с камзола Павла I. Крест украшают алмазы с царского эполета того же времени. И именно эта корона стала впоследствии передаваться для венчания всем царственным невестам вплоть до 1908 года. 

На фото: Венчание Николая II и Александры Фёдоровны. 

К сожалению, в ноябре 1926 года реликвию вывезли из страны. Её несколько раз выставляли на торги, перепродавали, хранили в частных коллекциях. Сейчас украшение находится в Иконной комнате музея Хиллвуд, близ Вашингтона.

Серьги-вишни

Изначально серьги-вишни были сделаны для Императрицы Екатерины II, но впоследствии стали частью венчального образа царственных невест.

На фото: серьги-вишни.

Мария Павловна, внучка Александра II, вспоминала: «На столе лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была удивительной красоты диадема с розовым бриллиантом в центре и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине праздника я их сняла и повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».

На фото: княжна Мария Павловна с супругом – шведским принцем Вильгельмом. 1908 год. На Марии Павловне можно увидеть серьги-вишни, венчальную диадему Романовых и императорскую венчальную корону.

Самая массивная часть украшения – это бразильские бриллианты по 11 и 7 карат. Доподлинно неизвестно кто сотворил этот ювелирный шедевр, но документально подтверждено, что в 1810 году придворный ювелир Франсуа Дюваль обновил серебряную оправу. Такие массивные серьги нельзя носить как традиционные, потому что на самом деле они весьма тяжёлые. Царственные невесты нашли выход из положения и надевали их как современные каффы. Серьги не продевались в уши, а надевались на них.

Диадемы «Колосья» и «Русское поле»

Одно из самых красивых и любимых украшений Марии Фёдоровны была диадема «Колосья». В создание этого ювелирного творения братья Дюваль постарались вложить всё могущество, красоту и плодородность Русской земли. Колосья пшеницы изящно обвивают тонкие стебли льна, а 37-каратный лейкосапфир сияет в самом центре украшения, символизируя солнце.

К сожалению, это украшение в 1927 году вывезли из страны и продали на аукционе Christie's. До настоящего момента о местонахождении диадемы ничего не известно.

На фото: диадема «Колосья». Фотография сделана специально для аукциона. 

В память о блистательной диадеме в 1980 году ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин создали копию, которую назвали «Русское поле». Работу они проводили по фотографии, и копия несколько отличается от оригинала. Однако сейчас в Алмазном фонде Кремля можно увидеть этот шедевр и иметь представление о том, как выглядела утраченная ценность.

На фото: диадема «Русское поле».

Владимирская тиара

В 1875 году князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III, преподнёс своей невесте, Марии Павловне, подарок – бриллиантовую тиару. Роскошное украшение представляло собой 15 пересекающихся бриллиантовых колец с каплевидными жемчужными подвесками.

На фото: Владимирская тиара. 

После революции 1917 года Мария Павловна уехала за границу, а тиару спрятала в особняке князя Владимира. По счастливой случайности, после революции в этом особняке, по просьбе Максима Горького, разместился Дом учёных. И только благодаря этому дом князя Владимира избежал стандартной участи разграбления. Мебель, картины, драгоценности остались на своих местах.

Мария Павловна лично знала английского антиквара и аристократа Альберта Стопфорда, который доставлял почту от Георга V императору Николаю II. Она попросила Альберта привезти её любимую драгоценность и объяснила, где находится сейф. Вскоре Владимирская тиара вновь попала в руки своей законной хозяйки, которая не расставалась с ней до самой смерти.

Когда же драгоценность перешла по наследству Елене, дочери Марии Павловны, та продала её британской королеве Марии Текской, чтобы поправить свои финансовые дела. 

На фото: Британская королева Мария Текская, Великая княгиня Мария Павловна.

С помощью придворного ювелирного Дома Garrard, Мария Текская сделала жемчужные подвески съемными, а также дополнила тиару изумрудными каплевидными подвесками. С 1921 года наследие Дома Романовых навсегда осталось в казне Британской Короны.

Внучка Марии Текской, Елизавета II, с гордостью носит Владимирскую тиару, считает её любимым украшением и надевает чаще остальных.

На фото: Елизавета II во Владимирской тиаре.

В 1719 году Пётр I издал указ, в котором говорилось о том, что все коронные ценности запрещено дарить, менять или продавать. На протяжении почти 200 лет императорская сокровищница только пополнялась новыми ювелирными шедеврами. Над каждой драгоценностью работали известные ювелиры Европы и России. Те, кто был достоин чести лицезреть эту красоту, говорили: «Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это фантастический поток алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов – поток света и огня».

1917 год стал переломным моментом не только в судьбе России, но и в судьбе сокровищ Дома Романовых. Многие изделия, в которых хранилась целая история, стали покидать пределы страны и оказываться в частных коллекция или в музеях. То, что осталось в России – это лишь малая часть утраченной истории.

На фото: гарнитур «Княжна» от ювелирного дома Maxim Demidov. 

В сокровищнице ювелирного дома Maxim Demidov есть поистине эффектные украшения в духе династии Романовых. Эталон роскоши и величественной красоты заточён в гарнитуре «Княжна», где виртуозно переплетаются штрихи царственного образа и прекрасной современной аристократии.

В каталоге можно посмотреть не менее прекрасные ювелирные шедевры мастеров Maxim Demidov.